Фото: Shutterstock
Разбирательства в отношении американских торговых площадок начались еще в 2019 году, когда представители Delhi Vyapar Mahasangh, дочерней компании Confederation of All India Traders (CAIT), обратились в Антимонопольную комиссию Индии (CCI) с просьбой проверить деятельность Amazon и Flipkart.
В Delhi Vyapar Mahasangh утверждали, что маркетплейсы продвигают товары определенных продавцов, а позиции остальных занижали в поисковой выдаче. В 2020 году в CCI начали расследование, а год спустя, после нескольких апелляций, Верховный суд Индии обязал маркетплейсы способствовать расследованию и предоставлять релевантную информацию.
В ходе разбирательства регулятор выяснил, что у торговых площадок действительно существовал целый ряд «компаний-любимчиков», которые получали от них некоторые привилегии. У Amazon, например, таких набралось шестеро, а у Flipkart — 33.
В числе брендов, которым маркетплейсы отдавали предпочтение, оказались Xiaomi, Samsung, Motorola, OnePlus, Lenovo и Vivo. Чиновники выяснили, что эти компании пользовались маркетинговыми льготами: их товары первыми попадались в поиске, рекламировались чаще других и доставлялись быстрее остальных. При этом для остальных участников рынка на Amazon и Flipkart были созданы условия, в которых «они просто не могли выжить».
Четверть миллиарда за 8 лет: как развивается рынок онлайн-коммерции Индии
Помимо конкуренции внутри площадок, тайные договоренности вредили и розничным магазинам. Товары «избранных» продавцов на Amazon и Flipkart стоили дешевле, чем на конкурирующих площадках и в магазинах в офлайне. При этом некоторые товары в онлайне и вовсе запускались эксклюзивно.
Соучастники
Антимонопольные разбирательства также непосредственно коснулись фаворитов маркетплейсов. Например, китайской Xiaomi. На двоих с Samsung эти компании к началу расследования занимали больше трети индийского рынка смартфонов. Компания из КНР попросила CCI отозвать свой отчет, поскольку он содержит информацию, составляющую коммерческую тайну. Например, подробные данные о продажах устройств Xiaomi в Индии.
Amazon и Flipkart — не последние, кем заинтересовалась CCI. Например, в декабре 2021 комиссия вместе с американской Match обвинила Apple в использовании своей монополии и нарушении раздела 4 закона «О конкуренции». По версии регулятора монопольное положение App Store наносит вред экосистеме стартапов и разработчиков.
В частности, это проявляется в обязанности разработчиков платить комиссию в 30% за внутренние транзакции. Официальные разбирательства еще не начались, поскольку процедура может начаться после ответа компании из Купертино, которого пока нет.
Смартфон каждому: как в Индии число устройств выросло на 70% за 15 лет
В январе 2022 также началось расследование в отношении группы компаний Google (Alphabet Inc., Google LLC, Google India Private Limited и Google Ireland Limited). Их также обвиняют в использовании своего монопольного приложения на рынке приложений, а также в препятствии конкуренции и несправедливой политике конфиденциальности.
Наказание и пострадавшие
Антимонопольное законодательство Индии можно назвать относительно молодым. Основным документом, регулирующим подобные споры является Закон о конкуренции 2002 года. Вместе с ним появилась и Антимонопольная комиссия Индии. Согласно положениям этого документа, площадки электронной коммерции могут получить штраф в размере 10% от общего мирового оборота за год или от размера прибыли за три последних финансовых года. В сентябре регулятор потребовал от Amazon и Flipkart, а также от продвигаемых компаний финансовые отчеты, чтобы определить размер штрафа.
Есть у антимонопольного законодательства Индии и изъяны. Это касается финансовых документов компаний. Большая часть из них содержит чувствительную информацию об их деятельности, а некоторые и вовсе коммерческую тайну. Поскольку в CCI начинают расследования после иска от пострадавших, то данные из этих отчетов иногда могут попасть к конкурентам. Например, в 2021 году так и случилось: финансовые отчеты Apple попали в руки Match, которые обратились в комиссию. После жалобы представителей американской компании CCI пришлось отозвать документ.
Помимо проблем в Индии, деятельностью онлайн-маркетплейсов заинтересовались и дома. В частности, Федеральная торговая комиссия США (FTC) обвинила Amazon в «антиконкурентной и несправедливой стратегии для незаконного поддержания своей монополии». В Amazon назвали иск FTC ошибочным и вредоносным для клиентов, поскольку разбирательство приведет к повышению цен и замедлению скорости доставки. Скорее всего, в FTC заинтересовались делами компании в Индии из-за заявления CCI об использовании иностранных инвестиций для продвижения продавцов.
Деньги на восток: как в Индии привлекают инвестиции
Есть и другая пострадавшая сторона — потребители. Низкие цены на торговых площадках вредили ретейлерам, сохраняя при этом спрос на высоком уровне. Рынок электронной торговли Индии в 2023 оценивался в $60 млрд, а 50% всех смартфонов в тот же год продали онлайн. Офлайн-магазины в Индии, как и во всем мире, теряют свою популярность — это мировая тенденция.
Поэтому расследование CCI вызывает на рынке двоякое впечатление: с одной стороны, чиновники вступились за локальных продавцов, но с другой — способствуют повышению цен на электронику и другие товары. Последнее снижает потребительскую активность, а значит — делает индийский рынок менее привлекательным для иностранных компаний и инвесторов.