Toyota RAV4 всегда легко продать даже спустя несколько лет. Однако столь надежный «японец» тоже способен преподносить сюрпризы своим владельцам. Autonews.ru изучил различные поколения модели, составив краткий гид по их проблемным местам. На что же непременно стоит обратить внимание, выбирая подержанный Toyota RAV4?

Из чего придется выбирать

В России Toyota RAV4 официально продавалась в нескольких генерациях, однако морально устаревшие машины в этот обзор мы включать не будем: учитывая возраст, найти по-настоящему «живой», стоящий экземпляр будет крайне сложно.

Автомобили, проданные позднее 2022 года, также опустим ввиду того, что среди них много машин в «чужих» спецификациях, ввезенных по параллельному импорту — достоверной статистики и отзывов по надежности и поломкам по ним пока, увы, нет.

Актуальными для желающих купить Toyota RAV4 на вторичном рынке являются: III поколение в рестайлинге (ХА30), выпускавшееся с 2010 по 2016 год, IV поколение (ХА40), выпускавшееся с 2012 по 2015 год и далее, с 2015 по 2019 год в обновленном варианте, а также V поколение (ХА50) 2018–2022 годов производства. Для удобства ориентировочную стоимость по этим машинам мы собрали в таблицу.

Стоимость подержанных Toyota RAV4

Годы выпуска Цена, млн руб.
2010–2016 (ХА30 рестайлинг) 1,3–1,9
2012–2015 (ХА40) 1,9–2,8
2015–2019 (ХА40 рестайлинг) 2,2–3,2
2018–2022 (ХА50) 2,2–4,5

Моторы и их болячки

Изначально Toyota RAV4 III поколения унаследовала простые и надежные моторы серии AZ от кроссовера предыдущего поколения. Это атмосферные агрегаты, рассчитанные минимум на 300 тыс. км пробега — 2,0 литра (152 л. с.) серии 1AZ-FE и 2,4 л (170 л. с.) 2AZ-FE.

После рестайлинга вместо прежнего 2,0-литрового мотора появился агрегат аналогичного объема серии 3ZR-FE мощностью 148–158 л. с. Тип привода (передний или полный) напрямую связан с моторами: моноприводные варианты были лишь на 2,0-литровом агрегате и их крайне мало. Новый 2,0-литровый «атмосферник» позаимствовали у «Авенсиса»: там уже есть система Valvematic.

Toyota RAV4 (ХА30 рестайлинг) Toyota RAV4 (ХА30 рестайлинг) (Фото: Toyota)

Младший 2,0-литровый движок невероятно надежен, но и у него есть слабые места: это сальники и помпа. На обновленном варианте может доставлять проблемы система непосредственного впрыска и вентиляция картера: нагар на клапанах встречается довольно часто. Все перечисленные моторы склонны к износу цилиндро-поршневой группы, поэтому могут начинать подъедать масло уже на пробегах до 200 тыс. км. Цепь в приводе ГРМ также служит до 200 тыс.

Статьи 20 сентября Стоит ли покупать Toyota Camry с пробегом: плюсы, минусы, цены Статьи 29 августа Hyundai Creta с пробегом: ресурс, характерные проблемы, цены

Модель в IV поколении (XA40) комплектовалась двумя бензиновыми «атмосферниками» и дизелем. Младшим был 2,0-литровый моторчик 3ZR-FE мощностью 146 л. с., за ним шел 2,5-литровый бензиновый агрегат 2AR-FE на 180 л. с. Мощность 2,2-литрового дизеля D-4D составляла 150 л. с.

Основными проблемами последнего стали повышенный расход масла, проблемы с сажевым фильтром, малый ресурс форсунок и закоксовка клапана EGR. Что до 2,5-литрового мотора, он не менее надежен, чем 2,0-литровы агрегат, хоть и имеет алюминиевый блок с чугунными гильзами — капитальный ремонт нецелесообразен.

Toyota RAV4 (ХА40) (Фото: Toyota)

Автомобиль серии XA50 на модульной платформе TNGA выпускался в России с атмосферными «четверками» — 2,0 л M20A-FKS мощностью 149 л. с. и 2,5 л A25A-FKS на 199 л. с. Оба с цепным приводом ГРМ и алюминиевым блоком. Несмотря на технологичность, их ресурс достаточно высок — в районе 350–400 тыс. км, но в случае поломки капитальный ремонт не имеет смысла.

Трансмиссии

RAV4 с механической коробкой передач никогда не пользовались в России высоким спросом. На рестайлинговых кроссоверах III поколения используется шестиступка с отменным ресурсом. Даже сцепление способно отработать без замены до 200 тыс. км.

С автоматическими трансмиссиями нюансов больше. Новый 2,0-литровый мотор сочетался и с вариатором, а движок объемом 2,4 л — с архаичным «автоматом» Aisin. Обе автоматические трансмиссии не любят длительную пробуксовку, а масло в них лучше менять не реже, чем раз в 60 тыс. км — это сильно увеличивает ресурс.

Модель в IV поколении также оснащалась 6-ступенчатым «автоматом», а версии на младшем моторе — вариатором и механической «6-ступкой». Продолжилась традиция и в V поколении, а вот 2,5-литровый вариант получил уже более современный 8-ступенчатый «автомат».

Toyota RAV4 (ХА50) (Фото: Toyota)

Внимательнее всего нужно быть с вариатором. Ресурс бесступенчатой трансмиссии специалисты оценивают в среднем в 100–200 тыс. км, но частая замена масла желательна. Классические «автоматы» при бережной эксплуатации и правильном обслуживании выхаживают столько же, сколько моторы.

Передняя раздатка на полноприводных версиях RAV4 надежна, но требует регламентной замены масла раз в 40 тыс. км. Задний дифференциал выполнен в одном блоке с «мокрой» электромуфтой подключения заднего привода. Плохое обслуживание и несвоевременная замена трансмиссионной жидкости приводят к течам и даже к покупке контрактного узла.

О запущенности дифференциала свидетельствует гул, а впоследствии машина остается с одним лишь передним приводом. На это стоит обратить особое внимание при выборе. Крестовины карданного вала можно поменять в специализированных ремонтных мастерских, но сам производитель рекомендует менять его на новый в сборе.

Беды подвесок и тормозов

Toyota RAV4 (ХА40 рестайлинг) (Фото: Toyota)

Кроссовер RAV4 славится своей жестковатой подвеской, особенно сзади. Поломки по части шасси случаются довольно редко, однако на машинах III поколения часто требуют замены задние тормозные диски — с завода на многих экземплярах они работали всего по 30–50 тысяч км из-за низкого качества комплектующих. Сами тормозные механизмы требуют регулярной ревизии, без которой закисают и подклинивают, что приводит к перегреву и короблению дисков. Изредка замены требуют датчики системы АБС.

В целом подвеска крепко сбита и не требует к себе внимания до 100 тыс. км (до этого момента могут не дожить разве что втулки переднего стабилизатора и передние амортизаторы). По неоригинальным сайлентблокам и рычагам можно понять, что автомобиль проехал сильно больше 100 тыс. км: их изначальный ресурс — под 200 тыс.

Представители сети автосервисов FIT Service Дмитрий Козловский отметил, что у модели RAV4 не слишком долговечные подвески. Чаще всего меняются ступицы, стойки и втулки переднего стабилизатора, а также тормозные диски. Последние обычно «ведет» от перегрева из-за заклинивания суппортов. Проблема касается 8–10-летних машин.

«Важно отметить, что объем ремонтных работ во многом зависит от того, как эксплуатируется автомобиль и как он обслуживался», – подчеркнул эксперт.

Toyota RAV4 (ХА40 рестайлинг) (Фото: Toyota)

Стук в рулевом управлении

Рулевая рейка — не самое надежное звено в Toyota RAV4. Стук в ней может появиться уже на 60–70 тыс. км. Продлить жизнь узлу помогает восстановительный ремонт с использованием ремкомплекта. В конечном счете рейку все равно приходится относительно рано менять — срок ее службы по автомобильным меркам короток.

Производитель провел модернизацию узла, но это продлило срок службы лишь до 150 тыс. км. Тяги служат порядка 120 тыс., но не меняются отдельно. Стучать могут и карданные соединения рулевого вала, поменять их просто.

Проблемы с электрикой и грохот салона

Toyota RAV4 (ХА30 рестайлинг) (Фото: Toyota)

Одной из главных проблем на III поколении модели стала зависающая педаль газа фирмы CTS — автомобили отзывали для ее замены. К числу других неприятностей специалисты относят подгорающие контакты выключателя стоп-сигналов, слабый моторчик отопителя, сбои в работе заслонок климатической системы.

Жесткий и дешевый пластик в салоне склонен к «сверчкам» и скрипам. Верхний «бардачок» может не открываться, а оплетка руля и рукоятка селектора коробки передач начинают облезать задолго до 100 тыс. км пробега. Налицо проблемы, характерные для всего модельного ряда марки Toyota тех лет. Гремучий салон при длительной эксплуатации приходится просто разбирать и проклеивать мягкими прокладками — после этого эксплуатация становится намного более приятной.

Toyota RAV4 (ХА30 рестайлинг) (Фото: Toyota)

Чрезмерная коррозия

Кузов RAV4 всех поколений в целом нельзя назвать чрезмерно склонным к коррозии, но ее очаги могут появляться на капоте: автомобили даже отзывали на перекраску по гарантии. Слой лакокрасочного покрытия традиционно для Toyota мал, поэтому сколов и царапин появляется много. Сам металл коррозионной стойкостью также не блещет. Хромированная полоска на капоте — одно из проблемных мест.

Задняя дверь нередко провисает из-за износа петель — дает о себе знать «запаска». Гремит и кожух запасного колеса. Дверные уплотнители — еще одна головная боль для владельцев кроссовера. Иногда это приводит к попаданию влаги в багажный отсек. Подводят автомобиль и не слишком надежные фиксаторы-ограничители дверей: средний срок их службы — всего 5–8 лет.

Toyota RAV4 (ХА40) (Фото: Toyota)

Как выбрать и купить?

По словам Андрея Кузина, руководителя автосервиса FIT Service, потенциальным покупателям не стоит забывать о том, что обычно выбирать приходится из 10-летних экземпляров и даже более старых машин. А значит, в продажу попадают автомобили с 200-тысячным пробегом, требующие крупного и дорогостоящего ТО с заменой цепи ГРМ: «Учитывайте, что ресурс данной цепи на Toyota — от 200 тыс. км до 250 тыс.».

Эксперт дал несколько советов, которыми лучше не пренебрегать:

  • Перед покупкой нужно осмотреть двигатель эндоскопом, чтобы оценить состояние стенок цилиндра и общее «самочувствие».
  • Нужно точно понять, «ест» ли мотор масло.
  • Обязательно стоит обратить внимание на стабилизатор поперечной устойчивости, рычаги подвески, систему привода вспомогательных агрегатов.
  • Не нужно пренебрегать классическими операциями — заменой топливного фильтра, задних тормозных дисков и других «расходников» — все это может стать предметом торга в момент покупки.

Toyota RAV4 (ХА50) (Фото: Toyota)

В целом же какой-то отдельной специфики по RAV4 нет.

«Если посмотреть статистику ремонтов конкретно этой модели, то чаще всего меняют: стабилизатор поперечной устойчивости, различные рычаги подвески, систему привода вспомогательных агрегатов. Далее совсем классические операции: замена топливного фильтра, замена тормозных дисков и прочих расходников. То есть специфики очень мало», — резюмировал специалист.

«Старый RAV4 — замечательная машина, крепкая и надежная, серьезных врожденных болячек у нее не было, по подвеске тоже, но изредка попадался заводской брак. Автомобиль выдерживает даже наши дороги и непростые условия эксплуатации в регионах. Убить RAV4 могут лишь очень плохой бензин, контрафактное масло и несоблюдение регламента ТО», — пояснила директор компании «Автосвита» Мария Посеницкая.

Материалы по теме:

Стоит ли покупать Toyota Camry с пробегом: плюсы, минусы, цены

Toyota продолжила официально торговать машинами в России. Как это вышло

5 самых дешевых новинок от Toyota в России: фото, комплектации и цены

В Россию прибыл новый Toyota Highlander. Мотор способен удивить

От admin