В минувшую среду, 30 октября, окончательно вступили в силу дополнительные пошлины на ввоз китайских электромобилей в Европу. Они могут достигать 45,3% (с учетом базовой ставки 10%) — именно такой максимальный тариф выписали концерну SAIC, который владеет маркой MG. Компания Geely отныне вынуждена платить 28,8%, а BYD — 27%. Разумеется, такое положение дел не устроило правительство КНР, которое назвало повышение ввозных пошлин несправедливым и пригрозило ответными мерами. Уже увеличены тарифы на ввоз некоторых видов продовольствия и алкоголя из Евросоюза, а продажи европейских автомобилей в Китае падают и без прямого вмешательства властей.
Очевидно, правительство КНР предпочитает действовать не сломя голову, а выверенно и аккуратно. Например, в сентябре выяснилось, что власти порекомендовали китайским автопроизводителям не инвестировать в целый ряд стран, а уже запланированные европейские производства ограничить лишь «отверточной» сборкой из китайских SKD-комплектов. Однако новые данные агентства Reuters гласят, что даже такие упрощенные предприятия появятся далеко не во всех европейских странах.
Согласно сообщениям сразу двух источников издания, 10 октября состоялась встреча между Министерством торговли Китая и представителями автомобильной отрасли страны. На ней власти призвали автопроизводителей отказаться от масштабных инвестиций в те страны, которые поддержали введение антикитайских пошлин на голосовании Евросоюза. Таких набралось десять: Италия, Франция, Польша, Нидерланды, Ирландия, Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Дания. Еще двенадцать государств воздержались (Бельгия, Хорватия, Чехия, Греция, Испания, Кипр, Люксембург, Австрия, Португалия, Румыния, Швеция, Финляндия). Наконец, пять стран проголосовали против: это Германия, Венгрия, Мальта, Словения и Словакия.
В результате вырисовывается новая стратегия экономического взаимодействия Китая и Евросоюза. Например, во время недавнего визита премьер-министра воздержавшейся Испании в КНР было заключено соглашение о строительстве завода по производству оборудования для производства водорода на Пиренейском полуострове. Компания BYD на этом фоне и вовсе выглядит провидцем, поскольку изначально решила строить завод в протестной Венгрии, а теперь собралась переносить в эту страну и свою европейскую штаб-квартиру. Ранее она располагалась в Нидерландах, которые проголосовали за повышение пошлин.
Интересная ситуация складывается во Франции: там хотел открыть крупный производственный центр и склад автокомпонентов тот самый концерн SAIC, который обложили максимальными пошлинами. Теперь эти планы оказались под большим вопросом. Заместитель министра торговли Франции уже готовится к поездке в Китай на следующей неделе. Правительство Италии, в свою очередь, само хотело привлечь в страну китайские компании для наращивания выпуска автомобилей в стране, чтобы компенсировать падение производства у компании Fiat, ныне входящей в концерн Stellantis. Переговоры велись с фирмами Chery и Dongfeng, но теперь их результаты вызывают неопределенность.
Наконец, власти Китая призвали своих автопроизводителей оставить внутренние разногласия и действовать единым фронтом на международной арене, не заключая инвестиционных договоров с теми странами, которые поддержали повышение пошлин. Очевидно, таким образом КНР намерена обрести дополнительные рычаги воздействия на Европу с целью минимизировать или полностью отменить дополнительные пошлины на электромобили. Ведь в прошлом году на европейский рынок пришлось 40% от всех экспортированных из Китая электромобилей.