Фото: Shutterstock

Спад на индийском авторынке начался еще в мае 2024 года. Причиной тогда стала аномальная жара на севере страны. Продажи личных автомобилей упали на 5%, в то время как двух- и трехколесного транспорта — выросли. В итоге за май было продано 303,5 тыс. автомобилей по сравнению с 335 тыс. месяцем ранее.

В июне проблемы продолжились: индийская FADA (Федерация автомобильных дилеров) сообщила о сокращении продаж почти на 7% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. В федерации утверждают, что из-за жары покупатели стали реже посещать дилерские центры, что снизило розничные продажи. Помимо этого автопроизводители потеряли ряд b2b-заказов.

Старые друзья: как бывшие партнеры делят рынок мотоциклов Индии

Другой возможной причиной спада могли стать выборы, проходившие в стране в период с 19 апреля по 1 июня. По оценкам некоторых экспертов, неопределенность с тем, кто займет пост главы государства, могла стать причиной спада, так как потребители предпочли сберегать, а не тратить деньги на покупку транспорта.

В августе рынок снова столкнулся с проблемами: наводнения. Из-за экстремальной жары в начале лета сезон дождей в конце стал причиной наводнений и подтоплений в некоторых регионах. Согласно данным FADA, в этом месяце количество зарегистрированных автомобилей (это основной маркер автомобильных продаж) снизилось на 4% по сравнению с прошлым годом. Также дожди не пощадили и рынок скутеров — он просел на 7% из-за сбоев с поставками и снижения спроса.

Продолжили падать продажи и в сентябре. Почти на 19% меньше автомобилей и на 9% меньше мотоциклов было продано в за месяц по сравнению с августом. Из-за этого склады производителей начали заполняться: уровень запасов достиг исторического максимума.

Зачем индийские авиакомпании массово скупают самолеты

Если говорить о конкретных производителях, то больше всех в процентном отношении потеряли Tata Motors — продали на 8% меньше машин, чем в прошлом году. Лидер рынка Maruti Suzuki продала на 4% меньше. Однако есть и те, кто сумел справиться с проблемами и улучшить свои показатели. Например, в Mahindra & Mahindra продали почти на четверть больше транспортных средств, чем в прошлом году.

Спасение

В середине осени ситуация на рынке начала идти на поправку: продажи стали расти. Виной тому сезон праздников, а именно Наваратри и Дивали. Первый проходил с 3 по 12 октября, а второй — 31 октября. Обычно сезон начинается в середине месяца, но в этот раз наступил в начале. Ключевые участники рынка сообщили, что по всей индустрии зафиксирован рост продаж. Спрос вырос на премиальный сегмент и электрокары, в то время как бюджетные авто продавались не так активно. Дилеры также заявили о разгрузке складов и производственных цепочек. Теперь запаса машин хватит на 30 дней — показатель улучшился в два раза.

В FADA также зафиксировали положительные изменения. В федерации заявили, что в период с 3 октября по 15 ноября было продано 4,3 млн машин по сравнению с 3,8 млн в 2023-м. Однако погодные условия снова помешали: продажи не достигли прогнозируемых 4,5 млн из-за циклона в Южной Индии. Движение вверх также началось и в двухколесном транспорте, где продажи выросли на 14%. Производители надеются, что грядущий ноябрьский свадебный сезон сможет сохранить позитивный импульс, но судить об этом можно будет только в декабре.

Первые за 20 лет: чего ждут от IPO Hyundai India

Такие сезонные кризисы не свойствены индийскому авторынку. Пандемия COVID-19 действительно ударила по отрасли, однако последние два года та стабильно росла.

Куда едем

Индия никогда не была автомобильной страной — местные всегда отдавали предпочтения скутерам и «тук-тукам», которые дешевле, легче в обслуживании, а также занимают меньше места на парковке. Тем не менее после пандемии этот сегмент рынка постоянно рос, лишь 2024 год стал исключением. Индустрия продолжит расти, но мнения насчет темпа роста разделились.

Часть экспертов считают, что после трех прибыльных лет продажи начнут проседать. Например, согласно данным отраслевого органа Siam, ожидается, что поставки пассажирских автомобилей в втором квартале 2025 года упадут на 2%, а к концу первого полугодия снизятся еще на 0,5%. Причины замедления самые разные — от экономического кризиса и безработицы, которая заставляет людей быть избирательнее в тратах, до высоких налогов, которые сейчас составляют от 28 до 50%, не включая дорожные и регистрационные сборы.

Почему в Индии делают ставку на железную дорогу

Другие же уверены в стабильном ежегодном росте рынка в следующие пять лет. По мнению этих специалистов, автомобильная отрасль будет расти примерно на 5,5% в год, а к 2030-му рынок будет оцениваться в $54,7 млрд. По оценкам аналитиков Mordor Intelligence, главными точками роста станут растущие доходы индийцев, государственные субсидии сектора, а также выгодные ставки по автокредитам.

От admin

Добавить комментарий