1. Что такое опорный подшипник
  2. Признаки неисправности
  3. Как проверить
  4. Как заменить
  5. Можно ли продлить срок службы

Что такое опорный подшипник

Опорный (иногда говорят «упорный») подшипник — это металлический или резинометаллический элемент подвески, предназначенный для демпфирования (сглаживания) ударных колебаний амортизатора, а также обеспечения его вращения при повороте руля.

На самом деле непосредственно подшипник — лишь одна из деталей, а весь узел в сборе правильнее называть опорой стойки. Но в разговорном сленге прочно прижился именно термин с подшипником, что может вызывать путаницу. Однако, учитывая, что отдельно подшипник в опоре почти никто никогда не меняет, все понимают друг друга без уточнений.

Устройство опорного подшипника

Глобально опора стойки состоит из трех частей: нижней, самого подшипника (средней) и верхней, которая прикручивается к кузову.

Фото: Anton Mayorov / Shutterstock / FOTODOM Статьи 24 сентября Виды подшипников. Какие бывают, для чего они нужны и где используются Конспекты 9 сентября Почему руль скрипит при повороте и что с этим делать

Шток амортизатора упирается непосредственно в подшипник, который запрессован в нижнюю часть опоры. Пресс-посадка может быть в металл или в упругий резиновый элемент, который частично гасит передаваемые амортизатором удары и вибрации. Посредством того же подшипника нижняя часть опоры соединена с верхней — так, что они могут вращаться друг относительно друга. Верхняя часть жестко фиксируется болтами к чашке кузова. Таким образом, низ опоры всегда поворачивается вместе с амортизатором, одновременно служа ему точкой опоры. Разумеется, подетально описать универсальную для всех машин конструкцию невозможно, но в целом «опорник» устроен именно так.

Абсолютное большинство этих узлов включает в себя классический подшипник качения. Однако есть и машины, где применены подшипники скольжения — без обоймы и промежуточных элементов в виде шариков или роликов. Но это встречается очень редко.

За что отвечает опорный подшипник

Как уже говорилось выше, опора стойки необходима для одновременного выполнения двух задач: фиксации амортизатора к кузову и обеспечения его вращения во время поворота управляемых колес.

Фото: Abdi Yanzil / Shutterstock / FOTODOM

Важно отметить, что опорный подшипник может быть только у автомобилей с подвеской МакФерсон и только спереди. В многорычажных схемах и подвесках задних колес, где амортизатор не поворачивается, необходимости в таком узле нет. Роль опорного подшипника выполняет просто статичный буфер.

Признаки неисправности опорного подшипника

  • Скрип и «кряхтение» при повороте руля. Особенно четко проявляются при работе рулем на месте.
  • Характерные микропульсации на рулевом колесе. Возникают при тех же обстоятельствах: вращение колес на парковке. Объясняются эти симптомы тем, что изношенный подшипник работает ступенчато, рывками.
  • Стуки со стороны передних чашек кузова. Если повреждения достигают критического уровня, подшипник начинает болтаться в своем посадочном месте. В результате при движении (необязательно на кочках) слышны металлические удары.

Как проверить опорный подшипник

Приведенные советы будут являться логическим продолжением описанной выше симптоматики неисправности.

  1. Аудиальный контроль. Проще говоря, первым делом надо прислушаться к тому, что происходит в районе передних опор. В идеале для этого потребуется напарник. Один крутит руль, второй слушает.
  2. Тактильный контроль. Нужно положить ладонь на опорный подшипник (часть его всегда видна через отверстие в чашке кузова) и повторить процесс перекладки руля в разные стороны. Затем покачать ту сторону машины, на которой проводится «исследование». О необходимости ремонта будут говорить ощущаемые рукой стуки.
  3. Визуальный контроль. В некоторых случаях, когда подшипник установлен в нижней части опоры через упругий элемент, критический износ может проявиться уменьшением дорожного просвета. Резиновая втулка проседает (или вовсе рвется), и шток амортизатора «въезжает» вверх на сантиметр-два. Для уточнения лучше снять контрольные замеры вылета штока слева и справа. Разница в их положении будет говорить о необходимости замены.

Фото: Artic_photo / Shutterstock / FOTODOM

Замена опорного подшипника

Несмотря на то, что узел находится на виду, некоторые нюансы способны осложнить задачу неподготовленному новичку. Как минимум потребуется обзавестись некоторым специфическим инструментом — в частности, стяжкой (сжимателем) пружин. Алгоритм следующий.

  1. С автомобиля снимается амортизационная стойка в сборе. Как и всегда, конкретный алгоритм зависит от конкретной машины, но в общем случае она откручивается от кулака снизу и кузова сверху, после чего извлекается.
  2. Для снятия опорного подшипника необходимо сжать пружину. Здесь и понадобится съемник, называемый также стяжкой пружин.
  3. После того как пружина сжата и давление с нижней половины опорного узла снято, откручивается гайка штока амортизатора и узел снимается с амортизатора.

Установка новой детали производится в обратной последовательности. Еще раз напомним, что замена опорных подшипников всегда выполняется парой.

Как продлить срок службы опорного подшипника

Обсуждаемый узел является одним из самых нагруженных в подвеске. Единственный совет, который здесь можно дать, крайне банален: не экономить на запчастях и по возможности беречь подвеску.

И все же половина слагаемых в вопросе ресурса — заводской конструктив. На одной модели опорные подшипники летят едва ли не чаще колодок, а на другой — владельцы годами не подозревают, что в их автомобиле есть какой-то «опорник». Но в любом случае поговорка про двойную плату скупого сработает и здесь.

Читайте также:

  • Виды подшипников. Какие бывают, для чего они нужны и где используются
  • Почему руль скрипит при повороте и что с этим делать
  • Передний привод: что это и чем отличается от заднего
  • Что такое карданный вал в автомобиле и для чего он нужен

От admin