- Что такое опорный подшипник
- Признаки неисправности
- Как проверить
- Как заменить
- Можно ли продлить срок службы
Что такое опорный подшипник
Опорный (иногда говорят «упорный») подшипник — это металлический или резинометаллический элемент подвески, предназначенный для демпфирования (сглаживания) ударных колебаний амортизатора, а также обеспечения его вращения при повороте руля.
На самом деле непосредственно подшипник — лишь одна из деталей, а весь узел в сборе правильнее называть опорой стойки. Но в разговорном сленге прочно прижился именно термин с подшипником, что может вызывать путаницу. Однако, учитывая, что отдельно подшипник в опоре почти никто никогда не меняет, все понимают друг друга без уточнений.
Устройство опорного подшипника
Глобально опора стойки состоит из трех частей: нижней, самого подшипника (средней) и верхней, которая прикручивается к кузову.
Шток амортизатора упирается непосредственно в подшипник, который запрессован в нижнюю часть опоры. Пресс-посадка может быть в металл или в упругий резиновый элемент, который частично гасит передаваемые амортизатором удары и вибрации. Посредством того же подшипника нижняя часть опоры соединена с верхней — так, что они могут вращаться друг относительно друга. Верхняя часть жестко фиксируется болтами к чашке кузова. Таким образом, низ опоры всегда поворачивается вместе с амортизатором, одновременно служа ему точкой опоры. Разумеется, подетально описать универсальную для всех машин конструкцию невозможно, но в целом «опорник» устроен именно так.
Абсолютное большинство этих узлов включает в себя классический подшипник качения. Однако есть и машины, где применены подшипники скольжения — без обоймы и промежуточных элементов в виде шариков или роликов. Но это встречается очень редко.
За что отвечает опорный подшипник
Как уже говорилось выше, опора стойки необходима для одновременного выполнения двух задач: фиксации амортизатора к кузову и обеспечения его вращения во время поворота управляемых колес.
Важно отметить, что опорный подшипник может быть только у автомобилей с подвеской МакФерсон и только спереди. В многорычажных схемах и подвесках задних колес, где амортизатор не поворачивается, необходимости в таком узле нет. Роль опорного подшипника выполняет просто статичный буфер.
Признаки неисправности опорного подшипника
- Скрип и «кряхтение» при повороте руля. Особенно четко проявляются при работе рулем на месте.
- Характерные микропульсации на рулевом колесе. Возникают при тех же обстоятельствах: вращение колес на парковке. Объясняются эти симптомы тем, что изношенный подшипник работает ступенчато, рывками.
- Стуки со стороны передних чашек кузова. Если повреждения достигают критического уровня, подшипник начинает болтаться в своем посадочном месте. В результате при движении (необязательно на кочках) слышны металлические удары.
Как проверить опорный подшипник
Приведенные советы будут являться логическим продолжением описанной выше симптоматики неисправности.
- Аудиальный контроль. Проще говоря, первым делом надо прислушаться к тому, что происходит в районе передних опор. В идеале для этого потребуется напарник. Один крутит руль, второй слушает.
- Тактильный контроль. Нужно положить ладонь на опорный подшипник (часть его всегда видна через отверстие в чашке кузова) и повторить процесс перекладки руля в разные стороны. Затем покачать ту сторону машины, на которой проводится «исследование». О необходимости ремонта будут говорить ощущаемые рукой стуки.
- Визуальный контроль. В некоторых случаях, когда подшипник установлен в нижней части опоры через упругий элемент, критический износ может проявиться уменьшением дорожного просвета. Резиновая втулка проседает (или вовсе рвется), и шток амортизатора «въезжает» вверх на сантиметр-два. Для уточнения лучше снять контрольные замеры вылета штока слева и справа. Разница в их положении будет говорить о необходимости замены.
Замена опорного подшипника
Несмотря на то, что узел находится на виду, некоторые нюансы способны осложнить задачу неподготовленному новичку. Как минимум потребуется обзавестись некоторым специфическим инструментом — в частности, стяжкой (сжимателем) пружин. Алгоритм следующий.
- С автомобиля снимается амортизационная стойка в сборе. Как и всегда, конкретный алгоритм зависит от конкретной машины, но в общем случае она откручивается от кулака снизу и кузова сверху, после чего извлекается.
- Для снятия опорного подшипника необходимо сжать пружину. Здесь и понадобится съемник, называемый также стяжкой пружин.
- После того как пружина сжата и давление с нижней половины опорного узла снято, откручивается гайка штока амортизатора и узел снимается с амортизатора.
Установка новой детали производится в обратной последовательности. Еще раз напомним, что замена опорных подшипников всегда выполняется парой.
Как продлить срок службы опорного подшипника
Обсуждаемый узел является одним из самых нагруженных в подвеске. Единственный совет, который здесь можно дать, крайне банален: не экономить на запчастях и по возможности беречь подвеску.
И все же половина слагаемых в вопросе ресурса — заводской конструктив. На одной модели опорные подшипники летят едва ли не чаще колодок, а на другой — владельцы годами не подозревают, что в их автомобиле есть какой-то «опорник». Но в любом случае поговорка про двойную плату скупого сработает и здесь.
Читайте также:
- Виды подшипников. Какие бывают, для чего они нужны и где используются
- Почему руль скрипит при повороте и что с этим делать
- Передний привод: что это и чем отличается от заднего
- Что такое карданный вал в автомобиле и для чего он нужен